Вернуться к русскому языку Translate into English Ins Deutsche bersetzen
Версия для слабовидящих
Поиск
655740, Республика Хакасия, с. Таштып, ул. Ленина, 35

Наш адрес
+7 (39046) 2-11-70
+7 (39046) 2-15-37

Контактный номер



Изменения в спецоценке условий труда с 1 января 2021 года

Документ

Федеральный закон от 30.12.2020 № 503-ФЗ "О внесении изменений в статьи 8 и 11 Федерального закона "О специальной оценке условий труда"

Комментарий

С 30.12.2020 вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2020 № 503-ФЗ (далее – Закон № 503-ФЗ), которым внесены изменения в Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее – Закон № 426-ФЗ). Первое изменение касается декларации соответствия условий труда. Декларация соответствия условий труда государственным требованиям охраны труда (далее – декларация) подается работодателем по результатам спецоценки по тем рабочим местам, на которых спецоценкой:

-не выявлены вредные и (или) опасные производственные факторы;

-условия труда признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ.

До 30.12.2020 срок действия этой декларации составлял 5 лет. Если в течение этого срока у работодателя не было несчастных случаев и нарушения государственных нормативных требований охраны труда, а у работников не было выявлено профзаболеваний, срок действия декларации продлевался еще на 5 лет. Теперь декларация будет действовать бессрочно, пока условия труда сохраняются на соответствующем уровне на рабочем месте. Такие изменения Закон № 503-ФЗ внес в статью 11 Закона № 426-ФЗ.

Заметим, что бессрочными станут декларации, которые были внесены в соответствующий реестр до 30.12.2020 и считались поданными на 5 лет. Этот вывод следует из п. 2 ст. 2 Закона № 503-ФЗ.

Второе изменение касается пятилетнего срока проведения спецоценки. Напомним, что в соответствии с ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ спецоценка на рабочем месте проводится не реже чем один раз в 5 лет, если иное не установлено Законом № 426-ФЗ.

Закон № 503-ФЗ добавил в эту часть новое положение. Так, работодатель может не проводить повторную спецоценку на рабочих местах, в отношении которых была подана декларация соответствия.

Исключение составляют случаи (ч. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ):

-когда на производстве произошел несчастный случай (за исключением несчастных случаев по вине третьих лиц);

-когда у работника, который трудится на безопасном рабочем месте, появилось профзаболевание по причине вредных (опасных) условий труда;

-когда на безопасном рабочем месте при проверке условий охраны труда обнаружились нарушения государственных нормативных требований охраны труда.

При наступлении любого из этих случаев работодатель должен провести внеплановую спецоценку. Таким образом, законодатель фактически закрепил позицию Минтруда России по вопросу проведения плановой спецоценки рабочих мест с нормальными условиями труда (см. письмо от 30.08.2019 № 15-1/ООГ-1968).

Работодатели, у которых в отношении рабочих мест подана декларация соответствия, могут не проводить плановую спецоценку, даже если с первой спецоценки прошло 5 лет. Итоги проведенной спецоценки в этом случае будут действовать, пока не произойдут случаи, установленные ч. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ.



УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 14 октября 2022 г. N 1830

ПЕРЕЧЕНЬ РАБОЧИХ МЕСТ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА ПРОВОДИТСЯ С УЧЕТОМ УСТАНАВЛИВАЕМЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫМ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОРГАНОМ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ОСОБЕННОСТЕЙ

 

  1.Рабочие места членов экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и рыбопромысловых судов.

 2.Рабочие места членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации.

 3.Рабочие места отдельных категорий медицинских работников, непосредственно оказывающих скорую (скорую специализированную) медицинскую помощь в экстренной или неотложной формах вне медицинской организации, в том числе в ходе медицинской эвакуации.

 4.Рабочие места медицинских работников, расположенные в помещениях, к которым нормативными правовыми актами Российской Федерации предъявляются требования, связанные с необходимостью поддержания особого микробиологического состояния среды и устойчивого режима функционирования медицинского оборудования (отделения реанимации, интенсивной терапии, операционные).

 5.Рабочие места медицинских работников, непосредственно осуществляющих диагностику и лечение с использованием медицинской аппаратуры (аппаратов, приборов, оборудования), перечень которой утверждается Минтрудом России по согласованию с Минздравом России и на нормальное функционирование которой могут оказывать воздействие средства измерений, используемые в ходе проведения специальной оценки условий труда.

 6.Рабочие места работников, трудовая функция которых состоит в подготовке к спортивным соревнованиям и в участии в спортивных соревнованиях по определенному виду или видам спорта.

 7.Рабочие места работников, перечень профессий и должностей которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 г. N 252 "Об утверждении перечня профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены Трудовым кодексом Российской Федерации".

 8.Рабочие места работников радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов, занятых на работах с техногенными источниками ионизирующих излучений.

 9.Рабочие места водолазов, а также работников, непосредственно осуществляющих кессонные работы.

 10.Рабочие места, на которых предусматривается пребывание работников в условиях повышенного давления газовой и воздушной среды.

 11.Рабочие места работников, занятых на подземных работах.

 12.Рабочие места водителей городского наземного пассажирского транспорта общего пользования.

 13.Рабочие места медицинских работников, непосредственно оказывающих психиатрическую и иную медицинскую помощь лицам с психическими расстройствами и расстройствами поведения, а также медицинских и иных работников, непосредственно обслуживающих больных с психическими расстройствами и расстройствами поведения:в психиатрических, психоневрологических, нейрохирургических, наркологических лечебно-профилактических медицинских организациях, структурных подразделениях (в том числе в отделениях, кабинетах, лечебно-производственных (трудовых) мастерских) иных лечебно-профилактических медицинских организаций, оказывающих психиатрическую помощь, стационарных организациях социального обслуживания, предназначенных для лиц, страдающих психическими расстройствами;в детских психиатрических, психоневрологических лечебно-профилактических медицинских организациях, в том числе в домах ребенка для детей с поражением центральной нервной системы с нарушениями психики, структурных подразделениях (в том числе в отделениях, отделах, кабинетах) иных лечебно-профилактических медицинских организаций, оказывающих психиатрическую помощь, кроме предназначенных для лечения детей с поражением центральной нервной системы без нарушения психики, стационарных организациях социального обслуживания, предназначенных для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, образовательных организациях, осуществляющих обучение умственно отсталых детей и детей, страдающих психическими заболеваниями, образовательных организациях, структурные подразделения которых реализуют образовательные программы для умственно отсталых детей и детей, страдающих психическими заболеваниями;в клиниках (клинических отделениях) научных (научно-исследовательских) организаций и образовательных организаций высшего образования, оказывающих психиатрическую помощь;в бюро медико-социальной экспертизы (экспертные составы главного бюро медико-социальной экспертизы, экспертные составы Федерального бюро медико-социальной экспертизы, образованные для освидетельствования лиц с психическими расстройствами).

 14. Рабочие места работников, на которых непосредственно осуществляются разработка, изготовление, переработка, испытание, утилизация, межоперационное хранение взрывчатых веществ, инициирующих составов и продуктов, транспортирование (транспортировка), уничтожение боеприпасов и взрывчатых веществ, пиротехнических составов, порохов, ракетных топлив, средств инициирования и изделий на их основе, следующих допущенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке к осуществлению (проведению) указанных видов деятельности (работ) организаций:организации, эксплуатирующие радиационно опасные и ядерно опасные производства (объекты), за исключением рабочих мест, предусмотренных пунктом 8 настоящего перечня;организации промышленности боеприпасов и спецхимии.

 15.Рабочие места медицинских работников, непосредственно оказывающих паллиативную медицинскую помощь в соответствии со своими должностными обязанностями и осуществляющих указанную деятельность в медицинских организациях или структурных подразделениях медицинских организаций, специализирующихся на оказании паллиативной медицинской помощи:в кабинетах паллиативной медицинской помощи взрослым;в отделениях выездной патронажной паллиативной медицинской помощи взрослым;в отделениях паллиативной медицинской помощи взрослым;в дневных стационарах паллиативной медицинской помощи взрослым;в хосписах для взрослых;в домах (больницах) сестринского ухода для взрослых;в отделениях сестринского ухода для взрослых;в респираторных центрах для взрослых;в отделениях выездной патронажной паллиативной медицинской помощи детям, в том числе проживающим в стационарных организациях социального обслуживания;в отделениях (на койках) паллиативной медицинской помощи детям, в том числе проживающим в стационарных организациях социального обслуживания;в дневных стационарах паллиативной медицинской помощи детям;в хосписах для детей.

 16.Рабочие места в организациях - субъектах малого предпринимательства (включая работодателей - индивидуальных предпринимателей), которые в соответствии с федеральным законом отнесены к микропредприятиям, осуществляющих в качестве основного один из следующих видов деятельности, включенных в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности .

разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги (класс 62 раздела J);

деятельность в области информационных технологий (класс 63 раздела J);

деятельность финансовая и страховая (раздел K);

деятельность по операциям с недвижимом имуществом (раздел L);

деятельность в области права и бухгалтерского учета (класс 69 раздела M);

деятельность головных офисов;

консультирование по вопросам управления (класс 70 раздела M);

деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования; технических испытаний, исследований и анализа (класс 71 раздела M);

деятельность рекламная и исследование конъюнктуры рынка (класс 73 раздела M);

деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги (раздел N);

образование (раздел P);

деятельность библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры (класс 91 раздела R);

деятельность общественных организаций (класс 94 раздела S).



 


Уважаемые работодатели!

Администрация Таштыпского района напоминает вам о необходимости исполнения Федерального закона от 28.12.2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». В законе установлено, что специальная оценка условий труда, проводимая в том числе поэтапно, должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018г.

Работодателям необходимо определить и реализовать меры по безусловному исполнению требований трудового законодательства. Не проведение специальной оценки условий труда повлечет существенные экономические потери учреждений и организаций, нарушения трудовых прав работников, привлечение их руководителей к административной и дисциплинарной ответственности.

В соответствии с ч.2 Налогового кодекса Российской Федерации от 05.08.2000г. № 117-ФЗ, Федеральным законом от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федеральным законом от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в случае не проведения специальной оценки условий труда применяются дополнительные тарифы страховых взносов на финансирование страховой части страховой пенсии в повышенно размере (9,0 %-солидарная часть тарифа страховых взносов).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012г. №524 «Об утверждении Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» скидки и надбавки определяются с учетом состояния охраны труда на основании сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда.

Не проведение специальной оценки условий труда лишает организации и учреждения право на получение указанных скидок, а также является одним из оснований для назначения соответствующих надбавок (до 40 процентов установленного страхового тарифа).

С ноября 2016 года действует Модуль «Декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда», с которым в 2016 году начали работать государственные инспекции труда. Модуль позволяет вести реестр деклараций в сети Интернет, а также подавать декларации в форме электронного  документа, подписанного квалифицированной электронной подписью работодателя.

В Государственной инспекции труда в РХ за период с 2016 по 2018г. зарегистрировано более 1115 деклараций соответствия условий труда государственным требованиям охраны труда в отношении 20 677 рабочих мест, на которых занято 24 722 работника.

С 1 января 2016 года сведения о результатах проведения СОУТ поступают в Федеральную государственную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ФГИС), оператором которой является Минтруд России.

Государственная инспекция труда Республики Хакасия, как надзорный и контролирующий орган, осуществляет контроль в ходе плановых и внеплановых проверок хозяйствующих субъектов за установленным порядком проведения СОУТ. За период с 2014 по 2018 г. ГИТ в РХ было выявлено свыше 500 нарушений установленного порядка проведения СОУТ на рабочих местах. Основными нарушениями являются следующие:

-        не проведение работодателями СОУТ;

-        не доведение результатов СОУТ до сведения работников;

-        игнорирование результатов СОУТ при планировании и реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда при решении вопросов предоставления работникам установленных законодательством гарантий и компенсаций за условия труда.

Так, по результатам проверок, за указанный период, госинспекторами труда наложены штрафы на общую сумму около 2 млн.рублей.

Не проведение СОУТ или нарушение работодателем установленного порядка проведения процедуры влечет предупреждение или наложение штрафа на должностное лицо- от 5000 до 10000 рублей, на юридическое лицо- от 60000 до 80000 рублей. В случае повторного правонарушения для должностного лица предусмотрен административный штраф в размере от 30000 до 40000 рублей или дисквалификация на срок от 1 года до 3-х лет, для юридического лица- от 100 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности сроком до 90 суток.

Аттестация рабочих мест по условиям труда не предусматривала такой процедуры как декларирование условий труда. Своим письмом Минтруд России разъяснил, что декларирование по результатам СОУТ это такая же обязанность работодателя, как и, собственно, проведение специальной оценки условий труда. Не задекларировав условия труда, работодатель также нарушает порядок проведения СОУТ и попадает под штрафные санкции, предусмотренные действующим законодательством-все те же 60000-80000 тысяч рублей.

В настоящее время на рынке СОУТ продолжают оказывать услуги организации, которые не соответствуют требованиям ФЗ от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», которые ни за что не отвечают. Воспользовавшись услугами такой компании, Заказчик может обречь себя на обоснованные претензии контролирующих органов, судебных инстанций и требований работников к качественному проведению СОУТ.


   Специальная оценка условий труда (декларация)

Администрация Таштыпского района напоминает, что одной из обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда является проведение специальной оценки условий труда (далее- СОУТ) в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 №426-ФЗ (ст.212 ТК РФ). Согласно ч.1 ст.11 Закона № 426-ФЗ по результатам СОУТ в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, а также условия труда, на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в ч. 6 ст.10 Закона №426-ФЗ, работодателю необходимо подать декларацию в Государственную инспекцию труда по месту своего нахождения в срок не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ на рабочих местах, в отношении которых подается декларация.

Отмечаем, что декларирование предусмотрено законодателем с целью снижения затрат на СОУТ для работодателей, обеспечивающих безопасные условия труда на своих рабочих местах.

Вместе с тем, как показал анализ поданных в Государственную инспекцию труда в РХ деклараций, работодателями не исполняются требования ч.3 ст.15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда».

Данная норма устанавливает, что при реализации в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.

Работодатели, в том числе и бюджетных учреждений, указывают в декларациях рабочие места, на которых фактически не были улучшены условия труда. Эти факты подтверждаются результатами государственной экспертизы условий труда, проведенной по представлению Государственной инспекции труда уполномоченным органом исполнительной власти-Министерством труда и занятости РХ.

Работодатель не вправе снижать работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, размер гарантий и компенсаций, установленных до вступления в силу Закона №421-ФЗ и Закона №426-ФЗ, до фактического улучшения условий их труда, подтвержденного результатами проведенной в установленном порядке СОУТ.

По результатам экспертизы государственный инспектор труда предъявит работодателю предписание об устранении нарушений и проведении в установленном порядке внеплановой СОУТ, что повлечет дополнительные затраты.

Одновременно за нарушения установленного порядка проведения СОУТ государственным инспектором труда рассматривается вопрос о возбуждении в отношении виновных лиц дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями КоАП РФ.

Уважаемые работодатели, пожалуйста обращайте внимание на проведение СОУТ на рабочих местах, в отношении которых подается декларация в Государственную инспекцию труда в РХ.

  • Сводная ведомость результатов проведения специальной оценки условий труда

    Скачать файл: спецоценка 2018.pdf

    Дата начала активности: 18.01.2019




Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!