Вернуться к русскому языку Translate into English Ins Deutsche bersetzen
Версия для слабовидящих
Поиск
655740, Республика Хакасия, с. Таштып, ул. Ленина, 35

Наш адрес
+7 (39046) 2-11-70
+7 (39046) 2-15-37

Контактный номер
Дорога к храму длиной в 95 лет

«Есть люди, что не радуются, когда возводят храмы, но их очень мало. Души же большинства ликуют…» – слова эти были произнесены Преосвященным Ионафаном, архиепископом Абаканским и Хакасским при освящении храма в селе Матур. И души большинства в этот день ликовали. И над Матуром плыл колокольный звон, как давным-давно, когда-то. И даже хмурые тучи, густо собиравшиеся с утра, вдруг расступились, пропуская осеннее солнце. В селе Матур теперь есть Храм в честь священномученика Амфилохия, епископа Енисейского.

Странные петли вяжет история, разбери иную и будет тебе повод для романа. Даже если в центре – судьба не человека, а храма.

Судьба храма в Матуре равно светла, трудна и горестна. А всё начиналось со строительства часовни в 1880 году. Это строительство начал Иоанн Матвеевич Штыгашев, в то время студент Алтайской духовной миссии. Строить храм в селе Иоанн Матвеевич будет трижды. Сначала часовню – в 1880 году, через восемь лет – небольшую церковь во имя Димитрия Солунского, в 1909 году – большой храм, который буквально в одну ночь сгорит. Отец Иоанн, с трудом переживший гибель храма, вновь берется за его строительство и завершает его в 1912 году. И стоял Храм во имя Святой Живоначальной Троицы в таежном селе, и велись в нём службы вплоть до 1935 года.

Что стало после? Обезглавили храм и лишили голоса. В помещении расположился клуб. И хотите верьте, хотите нет, но старожилы села помнят, что парень, который решился сбросить колокола и кресты с церкви на другой день заболел и через три дня умер. Настигла ли его кара Божья или душа не выдержала сотворенного им святотатства, кто теперь скажет. А колокола погрузили на плот и отправили на переплавку в Таштып. Да не все довезли, самый большой, говорят, соскользнул в воронку и ушёл на дно, но голос его иногда можно было слышать в дни святых праздников. Чего больше в этих рассказах – веры в чудо или исторической правды – не нам судить. Главное, что спустя 95 лет храм в селе Матур восстановлен. И его колокола в прошлое воскресенье вновь заговорили в полный голос.

И имя, которое будет носить храм отныне, имя священномученика Амфилохия Скворцова, ой не случайно. Его судьба также тесно связана с Матуром, как и судьба самого храма. И столь же многотрудна. В ноябре 1922 года Амфилохий Скворцов, епископ Енисейский, волею неба и жестокой истории гонений на веру, прибыл в село Матур. Вот как он сам опишет это в своей биографии:

«В ноябре 1922 года поехал в с. Матур (ныне Таштыпский район) в женский монастырь. В связи с обновленческими преследованиями в мае 1923 года в сообществе Берестова Василия Захаровича, Петра Степановича (фамилию не помню) и 4 монахинь удалился в тайгу в верстах 20 от жилого места. Там прожили 5 месяцев до ареста. Осенью 1923 года нас арестовали и доставили в Минусинск».

Потом был Соловецкий лагерь. И краткая свобода с 1928 по 1931 годы… Впрочем есть официальные документы ОГПУ, вот к ним и обратимся. Из обвинительного заключения:

«6 апреля 1931 года в Хакасский областной отдел ОГПУ поступили сведения, что на территории Таштыпского района в деревнях Анжуль и Матур монашки, организовав неофициальный монастырь староцерковного течения, под руководством епископа Скворцова и под религиозным флагом ведут антисоветскую агитацию, направленную против мероприятий Советской власти... В процессе следствия установлено, что в д. Матур существовал до революции и после 1917 г. женский монастырь, в котором непродолжительное время был епископ Амфилохий Скворцов... Монахи распространяли слухи о падении Советской власти, возвращении царя-монарха.

В 1931 году крестьяне отказались выполнить задание РИКа по лесозаготовкам и сенозаготовкам. В своем доме сделали иконостас, проводили молебны, венчания. 30 марта собрали на молебен, где епископ в проповеди говорил: не вступайте в колхоз. На другой день Кужаковы: Алексей и Прокопий, Шулбаевы: Апинах, Ибдиш, Ахачах вышли из колхоза... При допросах большинство обвиняемых виновными себя не признали, в том числе епископ Скворцов Амфилохий».

И вновь последовали лагеря, где епископ Амфилохий продолжал нести свет Божий… На свободу ему выйти так и не дали. Он был расстрелян уже после отбытия официального срока. И ведь будь епископ чуть сговорчивее, уступи, покайся – жизнь ему была бы гарантирована. Но он честно отвечал, что не скрывает свое отношение к советской власти. И долгом своим считал нести свет Божий. Он тайно крестил узников, вел беседы. При обыске у него в бараке найдут дощечку, из которой епископ вырезал православные крестики. Епископа Амфилохия расстреляли в 1937 году, похоронили в безымянной могиле. Будто можно убить святое имя, память и веру…

Такая вот предыстория – мучительная, светлая, долгая у, казалось бы, совсем нового храма в селе Матур.

Именно об этих витках истории думалось непрестанно. И еще о том, что сейчас рядом с сельчанами, заполнившими храм до отказа, непременно души Священномученика Амфилохия и отца Иоанна Штыгашева.

Можно конечно утверждать, что дорога к восстановлению храма длилась четыре с лишним года, то есть с той минуты, когда две семьи – Федоскиных и Илясовых, начали строительство церкви с благословления Абаканской епархии. Можно, но думается мне, что этот путь был куда длиннее. Памятен краткий разговор с Антоном Федоскиным, тогда в его ограде сгружали золотые купола, и Антон обмолвился:

– Мой дед участвовал в разрушении церкви, а я хочу её восстановить…

Видимо и для Антона Павловича эта дорога к храму не укладывалась в пять лет.

И вот оно – освящение. Странное и светлое чувство вызвала служба. Говорю сейчас, как человек, в общем-то, от церкви далекий. С самого её начала охватил какой-то трепет, не подвластный разуму. Радостный трепет свершающегося чуда, и четыре часа службы он не покидал души. После на сайте Абаканской епархии я прочитаю:

«29 сентября 2019 года… Преосвященный Ионафан, архиепископ Абаканский и Хакасский, совершил чин великого освящения храма в честь священномученика Амфилохия, епископа Енисейского, в селе Матур и затем возглавил в новоосвященном храме служение первой Божественной Литургии. Чин освящения храма начался после встречи и облачения архиерея с кропления престола святой водой и чтения молитв на утверждение престола. Затем последовало омытие престола водой и вином, смешанным с розовой водой, освящение антиминса и престола молитвой и помазанием святым миром, облачение престола, а также освящение жертвенника. Стены храма были помазаны святым миром и окроплены святой водой. Вокруг храма был совершен крестный ход со святыми мощами, а также прочитаны совершительные молитвы».

И вспомнится лицо Владыки Ионафана, какие-то очень ясные, чистые голоса архиерейского хора. И то, как единым потоком шли люди вокруг вновь обретенной церкви, и как над ними вдруг проглянуло среди мрака туч краткое осеннее солнце. И еще то, как ставили свечи молодежь, пожилые, матери с детьми, и то, какими особенными в тот миг были их глаза, полные покоя и радости. Наверное такую спокойную радость можно ощутить только в храме.

А храм словно равнял великих и малых, сильных и слабых, властных и невластных. Рядом с сельчанами бок о бок стояли те, кто так или иначе вершит судьбы Хакасии и района: председатель ВС РХ Владимир Николаевич Штыгашев, министр национальной и территориальной политики Хакасии Михаил Анатольевич Побызаков, Глава Таштыпского района Алексей Александрович Дьяченко, Председатель Совета депутатов Анатолий Алексеевич Петрунов, депутат Верховного Совета Республики Хакасия Василий Иванович Шулбаев.

Владыка же по окончанию службы поблагодарил всех, кто внес свою лепту в строительство церкви, в том числе и Владимира Николаевича Штыгашева, Председателя Верховного Совета Республики Хакасия. Владимир Николаевич во многом был не только подвижником этого строительства, но и внимательно следил за судьбой строящегося храма. Ведь для него, потомка Иоанна Штыгашева, этот храм был особенным.

– Я думаю, храм, который освящен сегодня, послужит процветанию православной веры и культуры. Хотелось бы, чтобы мы возродили свои лучшие традиции, которые были в нашей истории, – сказал Владимир Николаевич в ответном слове.

Епархиальных наград были удостоены главные предприниматели-меценаты: Антон Павлович Федоскин – медалью священномученика Евфимия Горячева III степени, Андрей Константинович Гущин и Алексей Сергеевич Илясов награждены архиерейскими благословенными грамотами. Награды эти более чем заслужены, не будь их, кто знает, плыл бы сейчас над Матуром колокольный звон?

Храмы на Руси всегда строились щедростью душ жертвователей, и этот, восставший из пепла истории через 95 лет, не стал исключением.

Наталья Ковалева

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!